«Мы должны бережно относиться ко всем живым существам на этой земле. Особенно к симпатичным» — эта фраза эльфийского борца за права животных как нельзя лучше подходит для описания Overlord 2. Сказана она про бельков, детенышей тюленя, но мы-то с вами знаем, кто в этой игре на самом деле милый! Пусть не белые, не пушистые, а красные, синие, зеленые и бурые — с визгом, улюлюканьем и характерным хлопком они возвращаются!
Для тех, кто по каким бы то ни было причинам не понимает, кто это они, — короткое вступление. Вышедший летом 2007 года Overlord был экшеном про сказочного злодея. Герой отличался властностью и ленью: сам в гущу сражения лезть не хотел, потому за него все делали очаровательные гоблины. Они бились c врагами, несли ему найденные сокровища, а главное — жертвовали собой в самых изощренных формах, развоплощаясь в ману и жизненную энергию и вплавляясь в оружие Властелина. Обаятельные приспешники покорили публику, но, в отличие от тех же Rayman Raving Rabbids, за харизмой героев скрывался вполне оригинальный геймплей.
В Overlord, несмотря на сказочно-пародийный сеттинг, была самая настоящая тактика. Четыре вида гоблинов прекрасно дополняли друг друга: бурые первыми бросались в бой, красные прикрывали огнем издали, зеленые были мастерами скрытых убийств, синие всех их лечили. Укомплектованный отряд превращался в механизм, который работал сам по себе, — от игрока требовалось лишь его собрать да иногда раздавать конкретные указания. Каждый раз вам нужно было найти способ наладить взаимодействие между бойцами: выбрать удачную позицию для «стрелков», устроить засаду в нужном месте и разместить «медиков» так, чтобы смертельно раненные товарищи падали буквально им в руки. Как только вы находили решение, оставалось лишь отойти в сторону, и, злорадно ухмыляясь, смотреть, как подопечные самостоятельно разбираются с врагом.
Вышедший в скором времени аддон показал: разработчики не собираются развивать прежнюю схему, они ищут новые варианты. Вместо тактических задачек нам подсунули грубоватые несвязные пазлы, замыкавшиеся на постоянном вворачивании вентилей и дергании рычагов.
В итоге к выходу полноценного сиквела серия оказалась на перепутье. Что же выбрали разработчики — тактические схватки или механические головоломки? На самом деле ни то ни другое. Еще с оригинальным Overlord возникали проблемы при попытке определить его жанр. Он был похож на Fable, мир открыт для исследований — это ролевая игра? Нет, слишком уж он линеен. Тактический экшен? Чересчур несерьезно для такого титула.
Сиквел еще сильнее все запутал, и теперь перед нами самый настоящий геймплейный винегрет. Возможно, это не слишком уместное сравнение, но тут почти как в Braid: на каждом уровне условия игры хоть немного, но меняются. Уже во второй локации мы плаваем с островка на островок на, с позволения сказать, челне. Матросы-гоблины гребут, мы командуем — ничего особенного, но очень забавно. Затем нам предлагают стелс-миссии, где Властелин переселяется в тело одного из своих приспешников: как в старые добрые времена, тут мы бегаем за спинами охранников и прячемся от лучей дозорных колдунов. Переодевшись во вражескую форму, гоблины, словно Сорок Седьмой из Hitman, могут безнаказанно расхаживать в тылу врага. Наконец, совсем уж безобидный и легкий аттракцион — расстрел вражеских войск из катапульты. Механика таких заданий в хорошем смысле примитивна и помогает разнообразить ваши будни на пути к мировому господству.
Тактические задачи и механические пазлы остались позади. Теперь упор сделан на режиме прямого управления. Гоблинам можно давать простые команды вроде «напасть» или «отступить», дальше они сами должны сообразить, кого именно атаковать и куда конкретно ретироваться. Но в режиме прямого управления мы берем подопечных под жесткий контроль, заставляя их строго следовать за движениями мыши.
Все это было и в оригинальной игре, и в аддоне, но Overlord 2 открывает новые горизонты этой необычной механики. Так, новый враг Властелина — Славная Империя, потому один из главных юнитов, противостоящих нам, — это, конечно, римская фаланга. Возомнив себя Обеликсом, попробуйте с разбега раскидать легионеров — получите щитом по зубам. Отряд римлян практически неуязвим спереди, но стоит зайти с тыла, и стройная шеренга превратится в стадо истерически визжащих дезертиров. Потому в битве особенно действенным оказывается следующий прием — с небольшим отрядом вы отправляетесь в лобовую атаку, одновременно закидывая основные силы «за шиворот» врагу.
В другой ситуации вы сражаетесь с гигантским пауком на дне громадного колодца: сами отбиваетесь от его деток, а гоблинами в этот момент открываете шлюзы, чтобы его затопить. А под обстрелом катапульты самоотверженные слуги Властелина отвлекают артиллеристов, а сам он бежит к цели, бессовестно толкая приспешников на самоубийство.
Игра заставляет вас обучиться филигранному управлению отрядами. Банда гоблинов — это буквально продолжение руки Властелина, зловещее щупальце, растянутое на весь уровень. Мы даже не отдаем команды, мы именно что бьем гоблинами противника, словно хлыстом; ловко маневрируем ими между вражескими сооружениями, будто управляя мотоциклом из GTA в час пик.
Самый яркий пример новой механики — блестяще исполненный этап в Пустоши. Итак, там, где раньше стояла башня Властелина, теперь «радиоактивный» заповедник (башня взорвалась, ее колдовская энергия отравила окрестные земли). Ядовитая магия сконденсирована в кратерах в виде флюоресцирующей синей жижи. Если в нее попадает человек, то становится зомби. Если Властелин — то улиткой. Если обычный гоблин — то безумным монстром (который — о, стыд! — поднимет руку на хозяина!). А вот синим гоблинам все нипочем — они вбирают в себя колдовскую жижу, расчищая проход, и этим их свойством приходится активно пользоваться. Кульминация этапа — целое озеро ядовитой слизи, по которому раскиданы артефакты. Вы бежите по расчищенным зонам, ведя перед собой отряд «дезинфицирующих» приспешников. Сделаете одно неверное движение, отпустите синих слишком далеко от себя, и вас тут же зальет отравой — Властелин, может, еще и вырвется на поверхность, но следом за ним из болота выйдут его слуги-мутанты… В общем, отличный баланс, постоянное напряжение, и выстроено все на оригинальной механике — вот за такие моменты мы готовы, как гоблины, обожать Overlord 2.
К сожалению, даже эта замечательная механика небезупречна. Пожалуй, самый заметный недостаток — невероятно грубый дизайн уровней. Мы вроде как должны увидеть улицу или непроходимую чащобу, а вместо них почему-то мерещится пинбольный стол, по которому мы гоняем своих разноцветных миньонов вместо шарика. Узкие коридоры, непонятно откуда взявшиеся завалы, закрывающие проход, — слишком уж надуманными выглядят уровни.
Про второй недочет мы уже говорили два года назад. За это время разработчики так и не исправились, более того, с переменами в геймплее он ощущается еще болезненнее. Дело в том, что Overlord 2 — игра, предназначенная прежде всего для владельцев консолей. Если вы играете только на PC, запаситесь геймпадом, потому что прямое управление гоблинами идеально подстроено под аналоговые стики. Кроме того, в одной из битв с боссом мышь просто отказала — Codemasters клянутся, что это баг пресс-версии.
Но на эти недостатки можно и нужно закрыть глаза. Все благодаря замечательному геймплею, а также мощнейшей фактуре игры. Отдельного внимания здесь заслуживает то, как оформлен игровой мир. Перевернутая башня Оверлорда — Сталактит зла — это идеальная обитель Темного Властелина. Повсюду потоки лавы, в воздухе летают какие-то плиты — выглядит весьма монументально.
Разработчики творчески подошли к описанию новых подробностей быта гоблинов. В перевернутой башне течет своя река Стикс — из нее своеобразный доктор (с косой!) вылавливает павших бойцов и приводит их в чувство. Когда вы на корабле бороздите морские просторы, гоблины налегают на весла — чтобы они держали ритм, один из них бьет в барабан. Постучите его о барабан головой — увидев такое, его товарищи станут грести гораздо активнее. Наконец, тут будут даже шаманские пляски. Ритуал переселения души Темного Властелина в тело одного из приспешников выглядит бесподобно. Гоблины водят хоровод вокруг каменного уступа — на нем стоит «избранный», который повизгивает и изредка подпрыгивает на месте от переполняющего его возбуждения. Удар молнии — и его подбрасывает в воздух, уже заполненного духом своего предводителя.
Triumph Studios вновь преподнесли сюрприз. После не особенно удачного аддона казалось, что игра навсегда свернула с истинного пути, — но тут она неожиданно расцвела новыми красками. Да, управлять отрядом порой неудобно (кстати, даже расцветка гоблинов точно соответствует цветам кнопок на геймпаде Xbox 360). Да, механика не всегда работает плавно. Но она оригинальна, все еще хороша, а кое-где просто-таки доведена до совершенства. Ну и потом — мы же переселялись в тела гоблинов, плыли с ними через океан; они воскресили Властелина из мертвых. Эти ушастые твари нам теперь как родные, пусть только попробует кто-то их обидеть!
P . S . Чуть не забыли! Те, кто мучился в первой игре из-за отсутствия мини-карты, могут утереть слезы. В продолжении она есть.
оценка игромании 8.0
моя оценка 7.5
http://www.igromania.ru